У каждого банка свой алгоритм работы с должниками. Кредитор напоминает о просроченном платеже, ведет переговоры с должником, чтобы определить возможность для погашения или реструктуризации, а затем обращается в суд. На списание задолженности банки идут редко. Когда перспектив нет, они продают долг третьему лицу, например, коллекторам. Некоторые коллекторские агентства сразу предлагают должнику списать 10–15% от суммы первоначального долга, если он согласится выплатить оставшуюся часть из собственных средств.
«Если агентству не удается договориться с заемщиком в течение долгого времени, теоретически оно может предложить списать более высокий процент долга (30–50% и больше), — говорит Александр Васильев, генеральный директор сервиса по возврату проблемной задолженности ID Сollect. — Но для этого заемщику необходимо подтвердить документально свою финансовую несостоятельность (выписки со счетов, справку с биржи труда и т. д.). В большинстве случаев списание больше 25–30% долга возможно уже на стадии legal (судебных процессов с участием приставов). Если заемщик докажет, что может выплатить не больше половины долга, кредитор пойдет навстречу с условием, что оставшаяся после списания сумма будет выплачена без задержек в четко оговоренные сроки. Убедительным аргументом может быть длительное отсутствие работы, болезнь, неполная семья и другие факторы».
По словам Васильева, готовность заемщика к диалогу — ключ к достижению договоренности о списании долга:
«Если заемщик скрывается от первоначального кредитора или коллекторского агентства, он просто не узнает о том, что ему готовы пойти навстречу и простить часть долга в обмен на согласие выплатить остаток в четко оговоренные сроки. Чем дольше он избегает контакта, тем меньше шансов получить такое предложение. Поэтому моя рекомендация: вне зависимости от глубины просрочки начать диалог с кредитором как можно быстрее — возможность договориться и найти компромиссное решение есть всегда».